Постковидное выпадение волос

Как ковид влияет на волосы и что с этим делать
Штаммы ковида меняются, а проблемы у переболевших остаются. Мы попросили нашего врача дерматолога-трихолога, рефлексотерапевта Наталью Григорьевну Барунову рассказать, почему после Covid-19 выпадают волосы, и как восстановить их здоровье и красоту.
Почему волосы после Covid-19 выпадают?
Выпадение волос после ковида относится к телогеновому типу. Это состояние, которое может развиваться на фоне различных заболеваний с высокой температурой - гриппа и других инфекционных заболеваний.

По современным данным оно обусловлено воздействием самой коронавирусной инфекции, и поэтому развивается даже у тех пациентов, которые перенесли заболевание в легкой форме и без высокой температуры. Причиной выпадения может быть не только сам ковид, но и препараты, применяемые для его лечения.
Когда ждать выпадение волос? Можно ли избежать выпадения волос и что делать, если это уже случилось?
Выпадение волос в среднем начинается через 2 месяца после заболевания.

К сожалению, если волосы вошли в фазу выпадения (фазу телогена), остановить процесс мы уже не сможем. Наша задача - помочь пациенту восстановить волосы, создавая благоприятные условия для их роста, и исключив другие причины потери волос. Есть данные о том, что более ранняя терапия будет способствовать более быстрому восстановлению волос. Поэтому лучшее средство - профилактика.
Можно ли облысеть после Covid и восстановятся ли потом волосы?
Действительно, к особенностям выпадения волос после Covid -19 относят именно интенсивность выпадения, что зачастую пугает. Особенно - пациенток.

Длительность выпадения после перенесенного заболевания обычно составляет 2-3 месяца, но наблюдаются случаи и более длительной потери волос - до 6 месяцев.

Ковид - непосредственная причина именно телогенового (реактивного) выпадения волос, которое рано или поздно закончится. Но все же у небольшого количества пациентов (до 9%) заболевание может перейти в хроническую форму - хроническое телогеновое выпадение волос.Также коронавирусная инфекция может стать триггером, в частности, аутоиммунных заболеваний: гнездной алопеции (ГА), андрогенетической алопеции (АГА), себорейного дерматита и др.

Это значит, что ковид - не причина этих заболеваний, а именно пусковой механизм, который способствует возникновению данных проблем - но не у всех людей, а только у тех, кто имеет предрасположенность к их возникновению. Еще одна проблема в том, что ковид может ухудшить течение этих состояний за счет усиленного выпадения волос. И на фоне этого выпадения другие заболевания волос и кожи головы становятся более очевидными.

Таким образом, телогеновое (реактивное) выпадение волос, причиной которого был ковид, не приводит к облысению, хотя и очень пугает. Это плохо еще и потому, что стресс сам по себе - тоже триггер выпадения волос.
Как долго восстанавливаются волосы после Covid?
Обычно на восстановление состояния волос необходимо не менее 3-4 месяца, иногда - до 6 месяцев. Важно убедиться, что причиной выпадения волос является только ковид и не пропустить выпадение волос по мужскому и женскому типам (андрогенетическая алопеция), гнездная алопеция, рубцовые формы потери волос, другие заболевания. Для этого лучше своевременно посетить врача дерматолога - трихолога.
Обязательно ли после Covid выпадают волосы?
Исследования, проведенные в 2021 году, показали, что после перенесенной коронавирусной инфекции у 80 % пациентов возникает так называемый постковидный синдром.

Помимо слабости, потери запаха, усталости и бессонницы, почти у четверти переболевших (до половины случаев - по некоторым данным) были жалобы на усиленное выпадение волос. Выпадение волос чаще наблюдается у тех, кто более длительно и тяжело переносил заболевание.

Также у переболевших ковидом, независимо от выпадения волос, может наблюдаться болезненность кожи скальпа (триходиния) и неприятные ощущения в области кожи головы в течение длительного времени.
Какие методы, аппараты и препараты используются? Какие процедуры и уход нужно делать дома?
До начала любого лечения необходим диагностика, сбор анамнеза, осмотр и трихоскопия - все это проводит специалист на консультации. Он же, при необходимости, назначает обследование.

Лечение будет зависеть от характера выявленных проблем, может включать в себя препараты с противовоспалительным действием, средства, способствующие восстановлению роста волос, комплекс процедур местного и общего воздействия.
Лечение в домашних условиях.
При телогеновом выпадении и отсутствии других проблем обычно назначаются наружные препараты, содержащие растительные экстракты, кофеин, плацентарные экстракты, аденозин, экстракт красного перца, аминексил, витамины и др. Эти препараты будут способствовать созданию благоприятных условий для отрастающих волос. Длительность применения – от 3 до 6 месяцев.

При необходимости назначают средства, которые содержат миноксидил или его аналоги (наноксидил, миноксин и др.). Также, для дополнительной стимуляции роста волос, специалист может порекомендовать использование скальпроллера, мезостампа - применяется 2-3 раза неделю, вместе с препаратом.

Если есть зуда и перхоть, могут понадобиться препараты с противовоспалительными, антисеборейными ингредиентами, такими, как климбазол, пироктона оламин, цинк, растительные экстракты - лопуха, коры дуба, розмарина, масло чайного дерева, сера и др.

Очень важен уход за стержнями волос. Для этого применяются маски, кондиционеры, сыворотки, содержащие протеины шелка, керамиды, коллаген и кератин.

А вот если ковид стал триггером развития гнездной алопеции или андрогенетической потери волос, трихолог может назначить вам глюкокортикостероиды (в виде наружных препаратов или инъекций) и/ или средства, содержащие миноксидил, антиандрогены.

В то же время, при наличии воспаления, применение кортикостероидов может быть назначено и при лечении выпадения волос после Covid-19.

В любом случае, лечение назначает врач индивидуально, в зависимости от степени выраженности проблем.
Процедуры
Для повышения эффективности домашней терапии лечение препаратами можно усилить медицинскими процедурами.Их выбор будет обусловлен диагнозом и состоянием волос и кожи головы.

При избыточном выпадении волос, наличии воспаления, зуда, перхоти хорошо себя зарекомендовали карбокситерапия и озонотерапия. Они способствуют снижению воспаления, улучшению микроциркуляции, снижению выпадения волос и улучшению их роста.

Для стимуляции роста волос наиболее эффективны лазерная терапия и PRP - терапия - лечение собственной плазмой пациента. Для максимального эффекта применяется не плазмолифтинг, а плазма, обогащенная тромбоцитами - именно так расшифровывается PRP - Platelet Rich Plasma. Эти процедуры хорошо дополняют курс домашнего лечения, проводятся врачом-трихологом, который подбирает индивидуальную схему процедур и их количество.

Очень важно сохранять спокойствие, ведь стресс - это тот фактор, который может и вызывать выпадение волос, и поддерживать уже имеющееся, превращая проблему в хроническую. Если самостоятельно справится со стрессом не удается, стоит посетить психолога, психотерапевта.
В нашей клинике можно пройти курс рефлексотерапии (акупунктуры), которая помогает улучшить состояние нервной системы, и хорошо зарекомендовала себя в лечении стресс-индуцированного выпадения волос, астении и синдрома хронической усталости.

Процедуры акупунктуры проводит доктор Наталья Григорьевна Барунова (после проведения осмотра и трихоскопии).

*До начала лечения нужна консультация, в ряде случаев необходимо пройти обследование.